Francisco Canaro (исп. Francisco “Pirincho” Canaro; 26 ноября 1888 — 14 декабря 1964 года) — аргентинский и уругвайский музыкант, композитор и дирижёр. Одна из самых знаковых фигур в музыке аргентинского танго. Своё прозвище «Pirincho» Канаро получил ещё в самом детстве за свои волосы, похожие на хохолок птицы, обитающей в области Ривер Плейт.
Своё первое танго «Pinta brava» Канаро написал в 1912 году. За всю свою карьеру Канаро заявил под своим именем такое большое количество произведений, что до сих пор продолжаются споры, какие из них он написал сам, а какие купил у менее известных композиторов. По разным оценкам, существует от 3500 до 7000 выполненных им записей.
Канаро стал пионером в представлении контрабаса в танго оркестре и первым ввел в оркестр танго-певца.
Самыми успешными канаровскими композициями были “El chamuyo”, “El pollito”, “Charamusca”, “Mano bravo”, “Nobleza de arrabal”, “La tablada”, “Destellos”, “El opio”, “Sentimiento gaucho”, “Envidia”, “La brisa”, “Medreselva”.
Он привнес четыре старых танго, переименовав их, добавив симфоническое звучание и лирику. Таким образом, его симфоническое танго “Pajaro azul” пришло из предыдущего “Nueve puntos”; танго “Halcon negro” 1932 г. (симфоническое) до этого было “La llamada”, а после добавления лирики стало называться “Rosa de amor”.
Канаро, стал первым, кого начали принимать в аристократических кругах Аргентины, и добился феноменального успеха в музыкальном бизнесе, такого, что в народе появилась расхожая фраза («богат как Канаро»).
С 1918 г. Канаро боролся за права композиторов. Эта борьба привела к созданию в 1935г. Аргентинского Сообщества Авторов и Композиторов (SADAIS), здание для которого было построено в имении Канаро.
Ни одна милонга в наше время не обходится без композиций Канаро, особенно милонг, таких как Milonga Sentimental, Silueta Portena, Negrito, Milonga Del 900, Milonga Brava, Reliquias Portenas и д.р.
Франсиско Канаро родился в 1888 году в уругвайском городе Сан-Хосе-де-Майо в семье бедных итальянских эмигрантов. Когда ему было около 10 лет, родители переехали в Буэнос-Айрес. С раннего детства вынужденный зарабатывать деньги, он успел поработать разносчиком газет, маляром.
Интуитивно он выбрал для себя путь музыканта и достиг на этом поприще славы и денег. Его трудолюбие и творческие идеи были примером для подражания. Он был адъютантом среди своих коллег, поскольку с 1918 г. боролся за права композиторов, не осознавая, какой вклад он тем самым вносит в музыкальное развитие. Эта борьба привела к созданию в 1935г. Аргентинского Сообщества Авторов и Композиторов (SADAIS), здание для которого было построено в имении Канаро.
Но несмотря на бедность Канаро всё время стремился к музыке. Первые аккорды в своей жизни он смог взять на гитаре соседского сапожника. Чуть позже он сделал свою первую скрипку - «Страдивари» из банки для масла и накладных деревяшек. «Мое первое танго я играл сердцем» — вспоминал Канаро – «…чемоданчик для скрипки смастерила моя мама, и вот, я со своей скрипкой «Страдивари» в чемоданчике выходил в окрестности зарабатывать деньги, играя для уличных танцоров танго.»
Официальный дебют Канаро состоялся в затерянном городке Ранчос в ста километрах от Буэнос-Айреса под звуки выстрелов местных гаучо, от которых сцену закрывали железные листы.
Вернувшись домой, Канаро познакомился с бандонеонистом Висенте Греко, который позднее стал создателем термина «Orquesta Tipica», определявшего типовой состав танго-оркестра. После этой встречи, в 1908 году Канаро решает полностью посвятить себя танго.
Оркестр Francisco Canaro
Оркестр, в котором играл Канаро, стал первым, кого начали принимать в аристократических кругах Аргентины. Именно на этих балах в 1914 году он в первый раз взял дирижёрскую палочку.
Со временем он добился такого успеха, что в Аргентине даже появилась расхожая фраза «богат как Канаро» и анекдот о том, что как-то Карлос Гардель отказался отдавать Канаро довольно приличный долг со скачек, мотивировав это своей бедностью по сравнению с последним.
В 1924 году Канаро стал первым, включив в состав танго-оркестра певца для исполнения короткого куплета в центральной части композиции, фактически, открыв новую эру танго. На тот момент первым «танго-шансонье» стал Роберто Диас. Чуть позднее Канаро первым ввел в оркестр контрабас. А в 1921 году он собрал танго-оркестр из 32 музыкантов, что до сих пор считается рекордом.
В 1924 г. Канаро задумался над идеей внедрения голоса в оркестр, но только для исполнения “estribillo” (моста) – краткой главной части каждого танго. Таким образом он начал эпоху “estribillitas” или “chansonnieros”.
Несколько годами позже Канаро стал пионером в представлении контрабаса в танго оркестре, выбрав для этой миссии темную персону Leopoldo Thompson. В 1921 г. для участия в карнавале, организованном несуществующим на сегодняшний день театром Opera of Buenos Aires, Канаро собрал оркестр из 31 музыканта, которые не были знакомы в танго до этого момента.
В 1925 г. Francisco Canaro совершает путешествие в Париж, где танго становилось новым модным направлением. Канаро взял с собой вокалистов Agustino Irusta и Roberto Fugarot, к дуэту он добавил пианиста Lucio Demare. Это трио на протяжении более 10 лет имело огромный успех в Испании и других странах Европы.
Когда Канаро вернулся в Аргентину после 2-ух-летнего отсутствия, что появилось и стали популярными много новых танго-оркестров. И Канаро начал длинный тур вокруг страны, добиваясь большей известности.
Будучи предприимчивым, Канаро сразу же воспользовался всеми возможностями радиовещания тогда, когда оно стало входить в моду, для достижения позиции первой звезды на радио.
В начале 1930-х Канаро с успехом поставил несколько мюзиклов. Он использовал простые сценарии, ввел некоторый элемент «симфоничности» в исполняемые композиции. Несколько старых мелодий он переименовал, добавив к ним партию певца.
Единственная неудача постигла Канаро в кинобизнесе. Ни один из его фильмов не имел успеха. В итоге, он бы вынужден был продать производство фильмов под лэйблом “Rio de la Plata”.
В 1956 г. Канаро публикует свои мемуары под одним названием “Mis 50 anos con el Tango” (Мои 50 лет с танго).
Неизвестный недуг «болезнь Педжета» привела его к смерти. Все его наследство было разделено поровну между законной супругой и дочерьми, рожденными от любовной связи с хористкой. Одна из улиц города Монтэвидэо унаследовало название с его именем. И до сегодняшнего дня в Буэнос-Айресе невозможно не встретить кинотеатр, театр, улицу, которая не напоминала бы о Канаро.
http://www.nuevo.ru/music_francisco-canaro/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE